Государству не следовало бы регулировать способ передачи счетов между предприятиями
Поступивший в комиссию по экономике Рийгикогу проект закона об изменении Закона о бухгалтерском учете предоставляет всем зарегистрированным в Коммерческом регистре в качестве получателя э-счетов лицам, обязанным вести бухгалтерский учет, право требовать при покупке товара или услуги от другого лица, обязанного вести бухгалтерский учет, предоставления электронного счета, отвечающего европейскому стандарту. Палата считает продвижение использования э-счетов во всех отношениях положительным, однако не поддерживает все планируемые изменения.
Согласно действующему Закону о бухгалтерском учете, лицо, обязанное вести бухгалтерский учет, должно представить организации публичного сектора э-счет, если оно отчуждает товар или оказывает услугу публичному сектору. Находящийся на рассмотрении в Рийгикогу проект вносит изменение в этот принцип таким образом, что в дальнейшем лицо, обязанное вести бухгалтерский учет, и указавшее себя в коммерческом регистре в качестве получателя э-счета, для оплаты за приобретенный товар или услугу может требовать от продавца представления соответствующего европейскому стандарту э-счета. Это означает, что при вступлении поправки в силу в дальнейшем также и организации публичного сектора могут вместо э-счета требовать счет в ином формате, однако, вместе с тем, представитель частного сектора, обязанный вести бухгалтерский учет, получит право требовать от другого представителя частного сектора, обязанного вести бухгалтерский учет, представления э-счета.
Предоставление покупателю права требовать э-счет влечет за собой неясность
Палата поддерживает планируемое изменение в части того, что в дальнейшем организации публичного сектора получат право требовать от лиц, обязанных вести бухгалтерский учет, счет также и в ином формате, отличном от э-счета, и лицо, обязанное вести бухгалтерский учет, более не обязано представлять публичному сектору э-счет.
Вместе с тем, Палата не поддерживает введение такого же изменения в части счетов между предприятиями, поскольку это создаст путаницу для тех предприятий, которые в настоящее время не условились на договорной основе, каким образом продавец будет отправлять счет покупателю, или эта договоренность не была прописана достаточно подробно. Например, если стороны договора не имеют на данный момент соглашения в части способа отправки счетов, и покупатель указал себя в Коммерческом регистре в качестве получателя э-счетов, то с вступлением проекта в силу покупатель может потребовать от продавца выдачи соответствующего европейскому стандарту э-счета, хотя договорные партнеры ранее на протяжении многих лет использовали, к примеру, счета в PDF-формате. Во избежание возникновения подобной неожиданной ситуации сторонам было бы разумно до вступления изменения в силу внести изменение в договор, что, однако, станет дополнительной нагрузкой для сторон договора.
Путаница может возникнуть также и в ситуации, когда покупатель, опираясь на планируемую поправку, требует от продавца э-счет, однако продавец не выполняет это требование. В таком случае может возникнуть вопрос, обязан ли продавец представлять э-счет, и что произойдет в том случае, если продавец откажется представить соответствующий европейскому стандарту э-счет, и вместо этого представит, например, счет в формате PDF. Помимо этого, неразбериха может возникнуть в связи вопросом о том, может ли покупатель в описанной ситуации отказаться от оплаты счета по причине того, что продавец хотя и направил ему счет, однако он не является соответствующим европейскому стандарту э-счетом.
Палата вышла в комиссию по экономике с предложением изменить формулировку проекта таким образом, что организация публичного сектора имеет право, но не обязанность требовать от продавца э-счет, однако этот же принцип не действовал бы в случае выставления счетов между предприятиями. Помимо этого мы предложили отложить срок вступления проекта в силу на один год, чтобы у предприятий было больше времени для адаптации к изменениям. Согласно нынешней версии проекта, изменения вступят в силу с 1 января 2025 года.
На сегодняшний еще день неизвестно, примет ли комиссия по экономике Рийгикогу во внимание предложения Палаты, и в каком объеме. Более подробно с находящимся на рассмотрении в Рийгикогу проектом можно ознакомиться здесь.