Пять предложений по повышению гибкости трудового права
Министерство экономики и коммуникаций недавно представило проект закона об изменении Закона о трудовом договоре, который в определенных случаях предоставляет работодателям и работникам возможность заключать соглашение о гибком рабочем времени и разрешает работодателю применять в определенных случаях в отношении работающего по графику работника более короткое еженедельное время отдыха. По оценке Палаты, планируемые изменения – это шаг в верном направлении, однако он все же не обеспечивает сторонам трудовых отношений достаточную гибкость.
Законопроект предоставляет работодателю и работнику возможность заключать соглашение о гибком рабочем времени, согласно которому рабочее время разделяется на оговоренные рабочие часы и дополнительные часы, при этом, дополнительные часы не считаются сверхурочными часами. Например, согласно проекту, сторонам разрешается договариваться о том, что работник трудится 20–30 часов в неделю, при этом, работник должен работать в неделю не менее 20 часов, однако по договоренности с работодателем он может работать дополнительно также еще на протяжении до 10 часов, которые не считаются сверхурочной работой. Действующий Закон о трудовом договоре не позволяет заключать такое соглашение.
Условиям соглашения о гибком рабочем времени необходимо придать более мягкий характер
Для заключения соглашения о гибком рабочем времени в проекте предусмотрен ряд условий. Одним из ограничительных требований является то, что работодатель может заключать такое соглашение только с тем работником, который имеет основное, среднее или высшее образование; который достиг пенсионного возраста по старости или досрочно вышел на пенсию по старости; кто имеет сниженную работоспособность или для которого возможность заключения соглашения о гибком рабочем времени предусмотрена коллективным договором.
Палата сообщила министерству, что в большей гибкости в части рабочего времени нуждаются и другие работники. Например, этого желают работники, воспитывающие ребенка или ухаживающими за близкими. По этой причине мы предложили изменить это условие таким образом, чтобы соглашение о гибком рабочем времени могли бы заключать все работники, которые трудятся с частичной рабочей нагрузкой.
Гибкость уменьшает также и содержащееся в проекте условие, согласно которому в рамках соглашения о гибком рабочем времени можно трудиться в течение до десяти сверхурочных часов. Для повышения гибкости было бы разумно предоставить работнику и работодателю более широкую свободу в части соглашения о сверхурочных часах. Это важно именно для тех секторов, где имеется неравномерный объем работы и потребность в рабочей силе, и работник желает трудиться периодами с различной рабочей нагрузкой. По этой причине мы предложили исключить из проекта ограничение относительно десяти часов.
Палата предложила министерству также отказаться от требования, согласно которому, для заключения соглашения о гибком рабочем времени работнику необходимо платить, по меньшей мере, 1,2-кратную минимальную зарплату. Помимо этого мы также предложили, чтобы соглашение о гибком рабочем времени разрешалось заключать с работником, рабочая нагрузка которого составляет не менее 5 часов в неделю. Согласно проекту, заключение соглашения разрешено только в том случае, если рабочая нагрузка работника составляет не менее 10 часов в неделю.
В части еженедельного времени отдыха следует восстановить прежнюю ситуацию
Согласно проекту, Закон о трудовом договоре будет дополнен принципом, в соответствии с которым еженедельному времени отдыха предшествует ежедневное время отдыха. Это же толкование действует уже сегодня, исходя из решение Европейского суда в минувшем году. Оно означает, что работнику, по меньшей мере, один раз в течение семи дней следует обеспечить последовательно как ежедневное, так и еженедельное время отдыха, которое, согласно действующему закону, для работников, работающих по графику, составляет 47 часов и для других работников – 59 часов.
Проект предусматривает, что от этого принципа можно отклониться в случае коллективного договора или если работнику два раза в течение календарного месяца обеспечено последовательно как ежедневное, так и еженедельное время отдыха. По оценке Палаты, предложенное в проекте исключение в некоторой степени снижает остроту существующей сегодня проблемы и в определенной мере повышает гибкость при организации времени работы и отдыха, однако это не решает полностью имеющуюся проблему.
Палата вновь вышла в министерство с предложением внести изменения в регуляцию еженедельного времени отдыха таким образом, чтобы еженедельное время отдыха в случае суммированного расчета рабочего времени составляло 25 часов и в прочих случаях – 37 часов. Таким образом, согласно предложению, для работающих по графику работников ежедневное и еженедельное время отдыха совокупно составляло бы минимально 36 часов и для других работников – 48 часов. Этот принцип действовал в Эстонии в течение десятилетий.
Предложение Палаты согласуется и с недавно вынесенным решением Европейского суда, а также является более строгим, чем проистекающее из директивы ЕС минимальное требование. В случае реализации предложения, по меньшей мере, в 13 государствах-членах продолжительность еженедельного времени отдыха была бы короче, чем в Эстонии. Помимо этого, такое решение является более простым и ясным и предоставляет сторонам трудовых отношений более широкую гибкость, чем предложенная в проекте идея.
На сегодняшний день еще неизвестно, примет ли министерство во внимание предложения Палаты, и в каком объеме. Также неизвестно, когда планируется вступление изменений в силу. С планируемыми изменениями Закона о трудовом договоре более подробно можно ознакомиться здесь.