Мы обратились к канцлеру права в связи с платой за продовольственный и ветеринарный надзор
Эстонская торгово-промышленная палата, Эстонский союз предприятий пищевой промышленности, Эстонский союз предприятий торговли и Эстонская сельскохозяйственно-торговая палата предвидят целый ряд проблем в регуляции, касающейся ставки почасовой оплаты, взимаемой за выполнение процедур продовольственного и ветеринарного надзора. В связи с этим мы обратились к канцлеру права с просьбой проверить, находится ли соответствующая регуляция в соответствии с основным законом.
Повышение ставки почасовой оплаты не является прозрачным и не поддается контролю
Одним из вопросов, вызывающим озабоченность, является то, что повышение ставки почасовой оплаты за выполнение процедур продовольственного и ветеринарного надзора невозможно назвать прозрачным, кроме того, оно не поддается проверке. Проблема состоит в том, что Министерство регионального развития и сельского хозяйства не доказывает и не обосновывает достаточно подробно, по какой причине повышается почасовая плата, взимаемая за выполнение процедур продовольственного и ветеринарного надзора.
Например, в декабре 2023 года министерство представило проект повышения ставки почасовой платы, взимаемой за выполнение процедур продовольственного надзора, примерно на 40 процентов и ветеринарного надзора – на 85 процентов. Министерство обосновало повышение плат ростом расходов на исходные ресурсы и инфляцией. Однако такое объяснение не вносит ясности. По данным Департамента статистики в 2023 году индекс потребительских цен повысился на 9,2 процента, и средняя брутто-зарплата в третьем квартале 2023 года была на 10 процентов выше, чем годом ранее. Таким образом, ни инфляция, ни рост средней заработной платы не может являться причиной повышения ставок платы соответственно на 40 и 85 процентов.
В ответ на критику со стороны предпринимательских организаций министерство решило повысить ставки почасовой платы в меньшем размере, чем планировалось изначально, то есть повысив их на 25 процентов. Вместе с тем, в части действующих в настоящее время ставок почасовой платы также остается неясным, почему повышение платы примерно в 2,5 раза превышало рост инфляции и зарплат, наблюдавшийся в минувшем году. По изложенной выше причине нельзя исключить, что рост затрат обусловлен тем, что осуществление надзора происходит уже не так результативно и экономически эффективно, как это было в прошлые годы.
Размер платы за надзор выясняется слишком поздно
Обеспокоенность предпринимательских организаций вызывает также и то, что из года в год министерство предоставляет слишком короткий период времени для формирования мнения в части проекта введения ставок платы за надзор, и окончательный размер почасовой оплаты, как правило, выясняется только во второй половине декабря. В связи с этим при составлении бюджета предприятиям крайне сложно учитывать, какими станут ставки почасовой оплаты в будущем году. Составление прогноза осложняет также и то, что ежегодное повышение платы не всегда коррелируется, например, с инфляцией или каким-либо иным прогнозируемым показателем.
По оценке предпринимательских организаций, в будущем году ставка почасовой оплаты могла бы быть объявлена не позднее середины ноября, и соответствующий проект следовало бы направить на круг согласования не позднее конца октября.
Введение ставки почасовой оплаты постановлением может не соответствовать конституции
Помимо прочего вызывает сомнение вопрос о том, соответствует ли основному закону действующее правовое решение, когда ставки почасовой платы за надзор устанавливаются на основании постановления министра. В частности, основной закон предусматривает, что государственные пошлины, к которым относится также плата за надзор, должны устанавливаться законом. Хотя в Законе о продовольствии и Законе о ветеринарии изложены принципы назначения платы за надзор, они все же носят слишком общий характер, предоставляют министру излишне широкое право дискреции, и по этой причине для общественности, в том числе для тех, кто платит за надзор, остается непонятным, почему установлены именно такие ставки почасовой оплаты.
По вышеизложенным причинам мы обратились к канцлеру права с просьбой проверить, соответствует ли правовой акт, регулирующий размер платы, взимаемой за выполнение надзорных процедур, принципу правового государства, изложенному в статье 10 Основного закона, в т. ч. принципам правовой ясности и правовой надежности, а также статье 113 Основного закона.